ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОГО ПЕНИЯ КАК ВИДА УЧЕБНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИОВ

М. Люлькова, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, научный руководитель Н. И. Чинякова

Пение является ведущим средством музыкально-эстетического воспитания детей. Не случайно В. А. Сухомлинский утверждал, что оно как бы открывает человеку глаза на красоту искусства и родной земли. С самого раннего детства песня сопровождает людей, воздействует на их чувства и занимает досуг. Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой, по утверждению Н. А. Ветлугиной, «успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка» [1, с. 108].

Музыкальное развитие ребенка зависит от форм организации его музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своим специфическим педагогическим потенциалом. Различные организационные структуры обогащают и разнообразят как содержание самой деятельности, так и методы руководства ею. К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, общение с музыкой в повседневной жизни школы и музыкальное воспитание в семье.

Исторически доказанным фактом является то, что одно из самых эффективных средств музыкального воспитания на уроках в школе представляет собой хоровое пение – как вид коллективной учебно-исполнительской деятельности учеников. Оно способствует совершенствованию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированию значимых личностных качеств. Однако отношение к хоровому пению школьников сегодня не однозначно. Нередко дети его причисляют к непопулярным видам музыкального исполнительства, в связи с чем оно не вызывает большого интереса со стороны детей. На наш взгляд, современный учитель музыки должен нацелить свои усилия на преодоление сложившегося положения, поскольку сформированный интерес к данному виду учебно-творческой деятельности обеспечивает ускоренное ее освоение и активизацию процесса самосовершенствования в ней. Для достижения этого целесообразно использовать следующее.

Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения музыкального репертуара. Рассматриваемое исполнительство требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Развитие таковых, как указывается в методической литературе, не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки [2, с. 100]. Сказанное требует от учителя повышенного внимания к проблемам развития голосового аппарата детей, подбора репертуара и достижения качества его реализации.

Продолжая традиции отечественной вокальной педагогики и практики, многие учителя достигают требуемых результатов в вокальном воспитании. Большинство специалистов различными путями приходят к одному и тому же выводу, что детский голос, обладающий тембровым своеобразием, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребенка. Для совершенствования вокальных данных учеников и расширения их исполнительско-хоровых возможностей учитель должен иметь четкий план работы в рассматриваемом направлении, обеспечивающий переход к от простого к сложному, что касается как технического, так и художественно-эмоционального потенциала детей. На развитие голоса влияют и другие факторы, такие как система вокальных упражнений, правильно поставленная работа над певческим дыханием, звукообразованием, тембром, дикцией и так далее. Здесь важен режим дня ребенка, обеспечивающий регулярность проводимых самостоятельных занятий, а также планомерность реализуемых в школе уроков музыки.

При рассмотрении особенностей вокально-хоровой деятельности, следует учитывать расширенный спектр ее исполнительских возможностей по сравнению с игрой на музыкальных инструментах, где зачастую звуковысотность фиксирована; есть ограничения в продолжительности звучания нот (по мере угасания колебаний источника звука); нет взаимосвязи с литературным текстом, конкретизирующим содержание произведения, что имеет педагогические приоритеты в обучении школьников, и т. д. В тоже время проблемой для учителя в данном направлении работы является не большой диапазон детского голоса и его не сформированность.

Обращаясь к хоровому пению на уроках музыки в школе, учитель должен знать особенности голоса школьников определенного возраста. Эта задача заключается в том, что детский организм, в отличие от взрослого, находится в постоянном развитии, изменении. Понимание особенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение – процесс физиологический, в котором происходит большая затрата энергии, внимания, не следует допускать переутомления детей. Необходимо проводить занятия в проветренных, не душных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха не допускать форсированного звучания детских голосов [3, c. 32].

Пение полезно, если пение правильно в вокальном отношении, в таком случае оно способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов, что укрепляет в целом здоровье детей. Известно, что певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует становлению здорового голосового аппарата.

Обучение детей пению связано с задачей осторожного развития детского голоса и сохранения естественного звучания. Поэтому педагогу необходимо знать основы физиологии и охраны детского голоса, владеть методами и приемами певческого развития школьников, знать особенности детского голоса [2, с. 99].

Однако учителю необходимо также учитывать, что данная деятельность должна доставлять удовольствие и быть интересной для учеников. Так, в младшем школьном возрасте основой учебного функционирования является игра и ее элементы можно включать в процесс освоения вокально-хоровых упражнений и художественных произведений.

Еще одной характерной чертой современных музыкальных пристрастий социума, включающего детей и юношество, является повышенное внимание к легкому эстрадному жанру, в первую очередь к поп и рок музыке. Следовательно, учитель может через подбор репертуара или соответствующую аранжировку изучаемых произведений стимулировать интерес учащихся к хоровому творчеству. И здесь важно не обращаться к сочинениям примитивного или сомнительного содержания, а делать доступными и понятными музыку, несущую высокие идей, имеющую глубокий смысл, представляющую художественно-эстетическую ценность.

В контексте сказанного важен со стороны учителя глубокий анализ литературного текста хоровых произведений. Выбор сочинений должен основываться на том, чтобы содержание их поэтической составляющей был ясен детям. В таком случае образ произведения и его драматургия тоже будут доступны учащимся, и они их смогут полноценно воплотить. Это является предельно важным с педагогической точки зрения, поскольку интересным может быть только то, что понятно и увлекательно, то, что заставляет переживать и сочувствовать. Формальное следование учителя за тематикой учебного плана или программой не может обеспечить высоких результатов в обучении. Следовательно, профессионализм, активность и творчество учителя, привлечение им возможностей современного социума (СМИ, технические и электронные достижения и т. д.) способны повысить эффективность процесса вокально-хорового воспитания школьников и сделать его результаты основой для дальнейшего самосовершенствования детей.

Литература

1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1968. – 123 с.

2. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Академия, 1998. – 240 с.

3. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников : учеб. пособие для студентов / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. – М. : Академия, 2001. – 368 с.

Добавить комментарий